Самым любимым лакомством, самым полезным инструментом для заточки собачьих зубов была и будет идеальная говяжья косточка, поиск которой становится настоящим приключением для любой собаки. Всегда и везде любой представитель собачьего мира предпочтет самому увлекательному занятию вгрызание в кость. Ученые объясняют такую преданность наших четвероногих друзей костям тем, что таким способом собака реализует свои невостребованные охотничьи качества.
Природа изначально наградила собак обширной экипировкой, которая была особенно уместна на охоте: длинные и подвижные конечности, острые зубы, маневренность и проч. Процесс разгрызания кости напоминает современным одомашненным псам о том, что в далеком прошлом их предки неслись по лесным чащобам с вполне ясной целью: поймать и загрызть добычу. Эмоциональный подтекст этого занятия удовлетворяет охотничий инстинкт любой, даже самой маленькой собаки, которая изначально видит себя в глубине души отчаянной ищейкой.
Этот важный для любого пса вопрос «Грызть или не грызть?» рассматривался учеными с научной точки зрения. Национальный университет Колумбии занялся составлением родового дерева собак. В этой работе выяснялись связи между всеми породами собак, которых сейчас, по официальным данным, существует около трех сотен.
Исследование коснулось пищевых пристрастий собак. Доктор Хоао Муньос Дуран поделился своими наблюдениями: «Мы разделили подопытных на три категории. К первой относятся собаки-хищники. Второй тип – высшие хищники. И третий тип – это всеядные собаки, которые питались помимо животных еще и растениями. Исторический анализ показал, что предки современных волков, которые стали прародителями современных собак, питались по образцу высших хищников. В данном типе диеты преобладает мясо – оно составляет 70% от всего рациона животного».
Характерные черты черепа волка рассматривались специалистами в разрезе их применения к условиям охоты. К таким особенностям ученые отнесли увеличенные клыки и сильные мышцы. Этот комплекс элементов возник где-то восемь миллионов лет назад. Как раз в этот период времени волки занимаются формированием стай, более эффективных для охоты, чем одинокие вылазки против мелкой дичи. Этому процессу способствовало увеличение открытых пространств и сокращение лесных массивов.
Волки выработали групповой подход к охоте именно по той причине, что крупная добыча стала доступна лишь на равнинах. Новая модель существования предков собак привела к тому, что у них стали развиваться новые группы мышц, костей и прочего, что являлось основополагающими факторами успеха при групповой форме охоты. Актуальными приспособлениями к такому «спорту» стали крепкие и развитые челюсти, а также большие зубы. Всем известное выражение «мертвая хватка» становится более образным и выпуклым, если представить себе крупного оленя, спасающегося бегством от стаи целеустремленных волков. Генетическая память заботливо отбирала нужные особенности строения организма. Так современные собаки получили от волков в наследство отлично развитую челюстную систему.
Но эволюционные перипетии привели собак к человеку. Партнерство между людьми и собаками привело к тому, что утрата актуальности охоты для первых вылилась в невостребованность всех охотничьих качеств у последних. Собаки больше не относятся к классу высших хищников, могут питаться разнообразной пищей. Однако генетическая память хранит в цепях ДНК формулу острых зубов и мощных жевательных мышц. И собаки чувствуют необходимость в постоянном разгрызании костей.
Сведения об этом исследовании были представлены учеными из Колумбии на Первом объединённом конгрессе эволюционной биологии в Канаде.